top of page

Эта книга – колоссальное духовное свидетельство

О презентации двухтомника «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века. Письма М.В. Шика (священника Михаила) и Н.Д. Шаховской (Шаховской-Шик)»
в  Доме русского зарубежья имени А.И. Солженицына 2 февраля 2017 года.

В вечере приняли участие сын супругов Шиков-Шаховских Сергей Михайлович Шик и их внуки: Елена Евгеньевна Старостенкова, директор Благотворительного фонда «101 км. Подвижники Малоярославца», Иван Дмитриевич Шаховской, художник, лауреат государственной премии за храмовые мозаичные работы, Наталья Дмитриевна Шаховская, переводчик художественной литературы.

Двухтомник «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века. Письма М.В. Шика (священника Михаила) и Н.Д. Шаховской (Шаховской-Шик)» вышел в издательстве Культурно-просветительского фонда «Преображение». Первый том – в 2015 году, второй – в конце 2016 года.

Эта последняя книга, как отметила редактор двухтомника Ольга Борисова, - плод коллективной работы потомков Натальи Дмитриевны и отца Михаила, подхвативших это дело после ухода Елизаветы Михайловны Шик в 2014 году. Они помогли разыскать недостающую информацию, подобрать фотографии и комментарии.

Сын героев переписки, Сергей Михайлович Шик в своем выступлении подчеркнул, что письма – свидетельства того, что родители были счастливы, несмотря на очень непростые обстоятельства жизни. «Они были счастливы взаимной любовью, счастливы детьми, счастливы своей верой и своим служением Богу и людям... Чем старше я становлюсь, тем яснее понимаю, какими неординарными людьми были наши родители – и по моральным качествам, и по интеллекту», - отметил Сергей Михайлович.

Сергей Михайлович Шик

Сергей Михайлович Шик

Елена Старостенкова, директор Благотворительного фонда «101 км. Подвижники Малоярославца» начала свое выступление с рассказа о том, почему семья решилась на создание благотворительного фонда. И зачитала цитату из воспоминаний недавного ушедшего академика Глеба Удинцева, у родителей которого о. Михаил Шик был духовников.

«….Привожу в порядок свои воспоминания о родителях, и встают они передо мной окруженные друзьями их молодости, зрелых и закатных дней, и хочется рассказать моим детям, какие интересные и яркие это были люди — простые русские интеллигенты-разночинцы, какую полную хороших дел жизнь они прожили, не согнувшись в бушующем жизненном море XX века. Войны и революции, аресты и ссылки, расстрелы и лагеря, переломавшие их судьбы. Нищенские зарплаты, продуктовые карточки, и вместе с тем полнокровная духовная жизнь…постоянные встречи с друзьями, духовная близость с православными подвижниками — новомученниками Русской Православной Церкви — священниками Романом Медведем, Василием Надеждиным, Владимиром Амбарцумовым и Михаилом Шиком. …Задумываюсь и о том, как бы они восприняли, будь живы, нынешнее, вроде бы свободное от прежнего террора лихолетье с его грязью телевизионных передач, дикой погоней за добычей любой ценой материальных благ и комфорта, с пренебрежением к богатству духовной жизни. Наверное, пристыдили бы нас за небрежение важнейшими жизненными ценностями. Дай Бог нам и нашим непогибшим поколеньям воспринять их опыт свободной и нелукавой жизни...»

- Помочь воспринять этот опыт жизни ныне живущим поколениям россиян – вот для чего наша семья и решила создать благотворительный фонд под названием «101 километр. Подвижники Малоярославца». Цель фонда  – создание мемориального центра людям того поколения, многим из которых пришлось жить за 101 километром от столицы,  подчеркнула Елена Старостенкова.

Рассказ о недавно вышедшем двухтомнике она продолжила словами из выступления известного историка церкви о. Георгия Митрофанова.  По его мнению, как напомнила Елена Старостенкова, эта  книга – публикация нового исторического источника, нового исторического документа. Издание же такого документа требует академического формата, в котором примечаниям к тексту отводится больше места, чем самому тексту.

«Работа над вторым томом и завершение публикации подтвердили слова отца Георгия. И мне представляется сегодня, что мы должны продолжать писать комментарии к  этой публикации, потому что их отсутствие может вводить читателей в заблуждение и создавать коллизии. В частности, опубликованное неотправленное письмо о. Михаила
о.  Сергию Мансурову требует в качестве расширенного комментария обращения к опубликованной, правда, только за рубежом, работе Натальи Дмитриевны Шаховской-Шик «Мои встречи с С.П.Мансуровым». Из этого текста следует, что друзья еще со времени обучения в Московском университете смогли восстановить свои личные отношения, несмотря на разногласия по трудным вопросам церковной жизни.

Елена Евгеньевна Старостенкова

Елена Евгеньевна Старостенкова

«Некоторые важные для общего понимания жизни героев переписки содержатся еще в двух рукописях, подготовленных к печати Марией Михайловной Старостенковой, но пока неопубликованных, - сообщила Елена Старостенкова.  В одной из них, озаглавленной «Воспоминания о моем отце», рассказывается о том, что семья родителей будущего о. Михаила была на грани разорения перед революцией. Это очень беспокоило мать Михаила Владимировича, но не его самого. Его выбор в пользу иного пути жизненного пути, пути нестяжательства был свободным выбором человека, который страшился прожить жизнь, не найдя собственного в ней пути.

о. Андрей Лобашинский

Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы на Кариже о. Андрей Лобашинский отметил, что именно этот храм посещала семья Шиков, он единственный никогда не закрывался. Сюда, по словам настоятели, приходили и многие другие православные люди, находившиеся с 30-х годов в Малоярославце. Малоярославец действительно стал на какое-то время духовной столицей 101 километра. Сюда стекались люди, которые по разным обстоятельствам – духовным, политическим, семейным – вынуждены были покинуть столицу и проживать вдали от нее. Эти люди сохраняли верность себе и своим идеалам.

Книга, которую мы сейчас представляем, является удивительным документом, имеющим не только историческую ценность. Эта книга – колоссальное духовное свидетельство, и читать ее можно как духовную литературу, которой она, по сути, и является. Потому что она содержит в себе историю двух христиан, которые приобрели свою веру, может быть, в самое трудное для христианства время в России – в 20-30-е годы. Вопреки ужасу внешних обстоятельств,  эти два человека мужали, крепли и становились настоящими светочами, настоящими подвижниками. Оставаясь при этом очень скромными, добрыми, милыми и простыми людьми.

о. Андрей Лобашинский

И вот эта картина их семейных жизни, которую они строили, преодолевая несходство своих характеров, она является уникальным и свидетельством, и руководством, и утешением для нас.

В этой книге можно найти столько удивительных строк, что найти что-то важное для себя можно практически на любой ее странице. В канун для памяти новомучеников и исповедников российских я открыл для себя строки письма, из которых следует, что о. Михаил не ощущал себя героем, напротив, ему было свойственно глубокое чувство покаяния. Вот эти строки из письма от 25 октября 1926 года: «Меня огорчает и смущает одна черта в письмах ко мне…друзей. Всем им хочется вспоминать по моему поводу Восьмую заповедь блаженства…и величать меня с намеками на высокие эпитеты. Благодарение Богу, что он дал мне понять, насколько это неверно, и тем до сих пор оберегал меня. Так что что я не соблазнился, слава Богу, затщеславиться…мне так ясно, что и я, и подобные мне присланы сюда не за правду, а за грехи - свои личные и общецерковные. Жалею тех, кто не понимает этого». (cм. т. II, с. 139)

Эта книга, подчеркнул также о.Андрей, дается нам как предостережение, и как великий урок, который мы должны усвоить из того страшного, трагического времени, которое переживали Русская православная церковь, все российское государство. Мы можем через о.Михаила и его матушку Наталью Дмитриевну увидеть также подлинное место интеллигенции в Русской православной церкви, в нашей великой традиции.

«Я считаю, что эта книга должна быть настольной у каждого современного христианина, - чтобы мы могли воспринять от их жизни самое главное, что они хотели нам оставить, сказал о. Андрей в заключение своего выступления.

Елена Старостенкова

Фото - Максим Соболев, Свято-Филаретовский институт

bottom of page