Кто такой «ближний»?
Вот такой вопрос стал одним из пунктов обсуждения этим летом в группе гостей, посетивших в июле дом священника Михаила Шика и его семьи в Малоярославце.
Когда-то похожие вопросы в той же комнате обсуждали дети этого священника и проводившая с ними уроки по Писанию и Священной истории Екатерина Павловна Анурова. Давно это было – более 80 лет назад. Но вот вновь в стенах дома подростки рассуждали вместе с взрослыми о том, чем ближний из евангельской проповеди Христа отличается от родственника, близкого или просто знакомого. А также о том, что Христос учил не делить людей на категории и сорта, а принимать их такими, как они есть. И звучали эти слова в доме, где жили и находили убежище «бывшие люди», властью тогдашней именно что отнесенных к категории. К категории отверженных.
Кажется, дом с удовлетворением внимал происходящему, а с фотографии на стене улыбалась хозяйка этого дома – Наталия Дмитриевна Шаховская-Шик, никогда в своей далеко не легкой жизни не терявшей уверенности в том, что «все будет хорошо, все будет как надо, все будет по воле Божьей».

Так что же это было?
А просто в конце июля начала возобновляться уже привычная жизнь дома, и приехала очередная группы гостей – группа подростков и взрослых из Преображенского братства. Группа небольшая, ее численность пришлось огранить, отдавая дань антипандемическим предосторожностям.

В этом году пришлось воздержаться от посещения храмов, музея и иных людных мест. Однако о городе и его памятных местах рассказала Лариса Николаевна Верещагина, московский словесник, много лет проводящая отпуска на даче в Малоярославце. Это была ее первая авторская экскурсия. Будем надеяться, что не последняя.

А вдоль речки вечером, уже на закате прошлись вместе с Натальей Дмитриевной Шаховской, внучкой прежней хозяйкой дома и ее полной тезкой.

И конечно, были работы в саду и по дому – не по обязанности, а по желанию.
На террасе
Летние трапезы в доме традиционно накрывались на террасе. И хотя она еще не полностью восстановлена, но уже «работает» в привычном режиме.

Тут же проходили и некоторые беседы. В том числе обсуждении писем из двухтомника переписки Михаила Владимирович Шика и Наталии Дмитриевны Шаховской-Шик.
Каждый из участников отвечал на такие вопросы: какое письмо ему больше всех понравилось, почему и чем? Можно было зачитать наиболее понравившийся отрывок.

Интересно, что каждый из участников назвал свое любимое письмо. Совсем не было повторов. Но все же центральная идея в этом обсуждении была. Каждого на свой лад и каждого иное письмо привлекало в конечном счете вдумчивым и внимательным отношением к жизни и к людям: будь то рутинные житейские дела, отношения с женой или духовными детьми.
Много раз отмечалась высокая интенсивность переписки и несомненное стремление о. Михаила быть максимально открытым и искренним – без позы и попыток приукрасить себя, свои помыслы и свои дела.
Темой заключительной беседы стала история дома и его обитателей. Здесь царил дух милосердия и внимания к людям. Часть историй, об этом свидетельствующих, вошла в сборник «Перевернуть мир», который осенью выйдет в свет. Но не все. Мало кто знает, что огород здесь довелось копать Венечке Ерофееву, которого друживший с ним Дмитрий Михайлович Шаховской пытался такой трудотерапией отвлечь от увлечения алкоголем. И он же, средний сын о. Михаила не только убедил В.Ерофеева лечиться, когда он заболел раком, но и организовал само лечение…с помощью Ивана Трещалина, внука Николая Александровича Бруни.
Настоящее милосердие не только приносит сиюминутные плоды, но и передается как естественная форма поведения из поколения в поколение. О том же говорила Людмила Улицкая в эфире «Эхо Москвы» (в программе «Непрошедшее время» в марте и апреле 2020 г.), начавшая разговор о письмах военных лет Н.Д.Шаховской-Шик со слов о том, что сын ее Дмитрий Михайлович Шаховской был безусловным моральным авторитетом для широкого круга своих друзей. А круг этот включал и ее саму, и ее мужа.
Трудно сказать, что из этого долгого разговора за столом более всего запало в души совсем юных девушек. Упоминание известных имен людей, бывавших в доме, или рассказ о том, как здесь приютили брошенную родными умирающую старушку (ну, не оставлять же человека без помощи и ухода!).
Право, было бы интересно узнать об этом из комментариев к этой новостной, то есть, заведомо короткой публикации.
Фото Кирилла Мозгова
Информационная служба БФ «101 км. Подвижники Малоярославца»