Памяти Дмитрия Ивановича Шаховского
Восемьдесят лет назад, 15 апреля 1939 года был расстрелян князь Дмитрий Иванович Шаховской. Прадед ныне живущих на российской земле его потомков, часть которых носит его фамилию, но не титул. Их немало, но вероятно никто сегодня не сможет побывать в Коммунарке на бывшем спецобъекте НКВД, где Дмитрий Иванович встретил свой последний час.
Такова жизнь с ее чередой ежедневных дел, от которых не всегда можно оторваться. Даже в дни таких памятных дат. Дмитрий Иванович хотел, чтобы дети его не были барчуками. Так и вышло. Ни семейная память, ни опубликованные биографии его дочерей в Википедии и других публикациях не оставляют в этом сомнений. Не стали барчуками и его внуки, правнуки и праправнуки. Но за все в этой жизни приходится платить. Трудовая жизнь не всегда предоставляет досуг именно в те дни, когда это необходимо для души и памяти.
Те из нас, кто сможет, пусть зажжет в память о Дмитрии Ивановиче свечу. Там, где сможет.
Дмитрий Иванович не был преданным сыном церкви. Но проповедовал аскетизм, самопожертвование, всеобщее братство и любовь. И сам неукоснительно следовал этим принципам в своей жизни. Неслучайно две его дочери сохранили непоколебимую верность Христу в те годы, когда верность эта жестко испытывалась.

Некоторые новые черты характера и личности Дмитрия Ивановича Шаховского, князя по рождению, либерала по убеждению, наконец, талантливого организатора, будут показаны в тех документах из семейного архива Шиков-Шаховских, которые сегодня готовятся к публикации в третьем томе книги «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века». В этот новый том войдет, в частности, переписка Дмитрия Ивановича с дочерями Анной и Натальей в дни их заключения в Бутырской тюрьме, а также заочная их дискуссия о бессмертии.
О Дмитрии Ивановиче Шаховском как о политическом деятеле написано немало. Более того, появляются все новые работы. Вероятно, и нынешний год не станет исключением. И каждая из них – вклад в бессмертие того дела, которому этот человек посвятил свою жизнь. Это дело - продвижение идеи братства. И в узком смысле – как необходимость объединения нескольких людей на общих принципах, и в более широком – как братство всех людей на земле. Идеалист? В том-то и дело, что нет. Он сумел приложить свои принципы к жизни и многого добиться. И секреты этого его жизненного мастерства не дают покоя все новым поколениям исследователей и просто людям, ищущим новые пути и в своей жизни, и в жизни социума.
Светлая память князю Дмитрию Ивановичу Шаховскому!
Елена Старостенкова