Памяти священника Зиновия Нижникова (1875 – 1938)
20 марта на Бутовском полигоне в молитвенном поминовении двухсот тридцати двух человек, невинно убиенных в этот день, прозвучит имя Зиновия Нижникова, священника старообрядческой церкви села Семкино Малоярославецкого уезда, на территории которого до революции проживало немало старообрядцев-поповцев. Большую часть жизни отец Зиновий провел на Витебской земле, на служение под Малоярославец он был направлен в 1937 году. И уже в марте следующего года отец Зиновий был арестован, а затем расстрелян на полигоне НКВД в Бутово. Сведений о жизни и служении священника Зиновия Нижникова сохранилось совсем мало, но то немногое, что о нем известно, характеризует этого человека как истинного ревнителя веры.

Храм в Бутово. Фото: Архиповы Маргарита и Владимир
Зиновий Нижников родился в 1875 году (по другим сведениям, в 1879 г.) в семье священника-старообрядца в деревне Батраки Витебской губернии (см. В. Боченков, Зиновий Нижников (дата обращения – 17 марта 2022)). В начале ХХ века он уже проживал в Витебске и был активным членом местной Введенской белокриницкой общины. Об этом свидетельствуют подписанные им письма, адресованные московскому архиепископу Иоанну (в миру Иустин Авксентьевич Картушин, 1837-1915). Зиновий благодарил архиерея за то, что по его благословению их общину для духовного окормления посещал престарелый священник Иаков. Он ходатайствовал также – и от своего имени, и от имени общины – о назначении на витебский приход собственного постоянного пастыря.
Из истории старообрядцев Витебской губернии
Старообрядческие общины на Витебщине существовали с конца XVII века. Образовались они во времена жестокого преследования старообрядцев в России, заставивших последователей старой веры бежать на окраины русских земель и за границу. Напомним, что Витебск вошел в состав Российской империи лишь в 1772 году, когда государственный надзор за старообрядцами уже не был столь суров – хотя не прошло еще столетия со времен царевны Софьи, когда за исповедание древних обрядов полагалась смертная казнь. Однако и дальнейшие отношения царской власти и старообрядцев благостными никак не назовешь. Периоды «мирного сосуществования» и в XIX веке несколько раз сменялись новыми гонениями и ограничительными мерами (подробнее см.: Горбацкий А.А. Старообрядчество на белорусских землях. Монография. – Брест. 2004. (дата обращения-17 марта 2022)). После выхода императорского указа 1905 года о веротерпимости последователи «древлего благочестия» получили свободу вероисповедания. К 1907 году в Витебске уже были зарегистрированы четыре старообрядческие общины, из них две «поповские белокриницкого согласия», т.е. принимающие священство и церковную иерархию: Введенская и Покровская.

Дореволюционный Витебск.
Гравюра витебского художника-старообрядца Е. С. Минина.
Старообрядцы-поповцы имеют «выборное священство» – каждая община может представлять правящему архиерею кандидата для иерейской хиротонии. В январе 1910 года таким кандидатом для Введенской общины г. Витебска был избран Зиновий Игнатьевич Нижников. 2 февраля 1910 года рукоположен московским архиепископом Иоанном (Картушиным) на служение во Введенском храме Витебска. Известно, что храм этот находился на улице Русской, при нем находилась и квартира священника. О судьбе храма в советское время информацию собрать пока не удалось.
Новоставленного священника не все члены общины приняли с радостью, но обращения к епископу с предложением других кандидатов успеха не имели.
Во время служения отца Зиновия в предреволюционные годы старообрядческая община в Витебске постепенно укреплялась. Был обустроен молитвенный дом, и основные заботы по содержанию прихода ложились на плечи самого отца Зиновия. И постепенно, как свидетельствовал старообрядческий начетчик и педагог А. И. Устинов, «церковно-общественная жизнь принимала более правильные формы», почти каждое воскресенье совершалась Божественная литургия (цит. по М. Н. Волоскова. Cтарообрядцы Витебска в конце XIX — начале XX в. (дата обращения 16 марта 2022 г.), Устинов Александра Иудович известен также как основатель школы для детей по обучению Закону Божию. Школа его попечением была открыта в Романовой слободе Могилевской губернии).

Священник Зиновий Игнатьевич Нижников (сидит в центре).
С приходом к власти большевиков начались гонения на верующих в Витебской губернии. Осенью 1922 года под предлогом расширения помощи голодающим Поволжья ужесточилась кампания по изъятию церковных ценностей. Согласно постановлению ВЦИК, местным комитетам «предписывалось в течение месяца изъять из пользования религиозных общин предметы из золота, серебра и драгоценных камней, отсутствие которых не отразится на совершении богослужений». Провокационный характер этого постановления активно использовался большевиками с целью развернуть широкую пропаганду против верующих. Об этом свидетельствует множество документов того времени, в том числе и ответ на просьбу настоятеля Введенской старообрядческой общины протоиерея Зиновия Нижникова оставить им единственную серебряную чашу. Этот важнейший для богослужения предмет мог освятить только старообрядческий Московский епископ. Власти категорически отказали в этом и предложили общине за свой счет «затребовать из Москвы новую освященную серебряную чашу взамен изъятой» (Горидовец В., свящ. Изъятие ценностей у религиозных общин в Витебской губернии в 1922 году — Статьи — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» (дата обращения 17 марта 2022).
О жизни протоиерея Зиновия в период с 1922года по 1936 ничего не известно. Но вряд ли это были годы благополучия. Об этом говорят истории тех священников, которые в те годы служили в Витебске. Например, от другого старообрядческого священника Иосифа Первова сотрудники органов безопасности требовали прекратить богослужения по собственной инициативе. Получая отказы, подвергли священника аресту, а затем – постановлением тройки НКВД – отец Иосиф Первов был приговорен к пяти годам исправительно-трудовых лагерей, в заключении он и умер. А об о. Зиновии Нижникове достоверная информация сегодня известна только по 1937 году – времени перевода в Малоярославецкий уезд, в деревню Семкино.
Старообрядцы Семкино
К началу ХХ века большая часть семкинских дворов принадлежала староверам. И хотя дворов тогда, как и жителей деревни, было куда больше чем теперь (см. подробнее В. Боченков Семкино. (дата обращения- 17 марта 2022 г.), приход был весьма небогатым и не имел постоянного священника. Для духовного окормления местных жителей приезжали священники из других деревень со старообрядческими общинами – Пурсовки и Спас-Загорья. До революции община старообрядцев в Семкино официально не регистрировалась (там же).
С конца 1880-х годов богослужения совершались в Семкино в усадьбе крестьянина Ильи Антоновича Сугробова. Здесь были две избы, соединенные сенями. В одной из них жила семья Сугробовых, в другой находилась моленная. Дом, где помещалась моленная, освященная в св. Афанасия Великого, требовал ремонта, но разрешения на его проведение церковные власти не давали. Позднее моленная была перенесена в другое, также деревянное здание, сохранив то же посвящение св. Афанасию Великому (престольный праздник 18 января ст.ст.). Жизнь семкинской староверческой общины в годы советской власти была нелегкой, но она заметно оживилась в 1930 году, когда в нее влились прихожане закрытого властями старообрядческого храма во имя святителя Николы в соседнем Поречье. Отец Зиновий принял на себя попечение и об этой общине.

Деревня Семкино – современный вид. Фото Виталия Белякова.
Деревянная семкинская церковь во имя святителя Афанасия была закрыта во второй половине 1930-х годов. Это вся информация, которая на сегодня известна. Было ли закрытие храма связано с арестом священника? Или эти события не были связаны между собой? Ответ на этот вопрос еще предстоит найти.
Протоиерей Зиновий Нижников был арестован по ордеру от 4 марта 1938 года. Через несколько дней он был приговорен тройкой при УНКВД по Московской области «к высшей мере наказания». Священник был расстрелян 20 марта 1938 года на Бутовском полигоне. В этот же день была расстреляна группа старообрядческих начетчиков из подмосковного села Богородское – духовного центра староверов. Это Николай Михайлович Арбузов (р.1867), Трофим Варфоломеевич Широков (р. 1876), Никита Григорьевич Кабанов (р. 1878), Липат Несторович Кириков (р. 1889), Кузьма Еремеевич Сошников (р. 1914). Начетчики являлись хранителями уникальной книжной культуры, сохранившейся со времен допетровской Руси и передававшейся из поколения в поколение в среде староверов (о богородских староверах-начетчиках подробнее см.: Ю. Исаев. Судьба начётчика. (дата обращения 17 марта 2022 г.)). Богородские начетчики были реабилитированы посмертно в июле 1959 года. Посмертная реабилитация отца Зиновия Нижникова с формулировкой «за отсутствием состава преступления» состоялась 11 мая 1989 года.
Анна Цветкова, специально для сайта 101km.org