Как построить диалог для обсуждения трагических событий ХХ века
Об этом шел разговор в рамках научно-практической конференции «Как сегодня говорить о репрессиях с молодежью», которая прошла 30 ноября 2019 года в Мемориальном научно-просветительном центре (МНПЦ) «Бутово».

Как должна строиться работа с трудным прошлым, надо ли о нем говорить или лучше молчать?
Прощать преступников или нет?
Нужны ли какие-то формальные механизмы при этом – суды или некие комиссии примирения – или нет?
Откуда должна быть инициирована работа над трудным прошлым: сверху или снизу?
Нужно ли сегодня каяться в преступлениях, совершенных в прошлом на нашей земле?
Вот на такие непростые вопросы пытались найти ответы участники конференции. И каждый из докладчиков и выступающих внес свою лепту в их решение.
Об успешной работе со школьниками и студентами в рамках программы Летних молодежных трудовых сборов «Бутовский полигон – наша память» рассказал директор МНПЦ «Бутово» и руководитель проекта сборов 2019 году Игорь Гарькавый.

Этот проект был реализован при поддержке Фонда президентских грантов – то есть при поддержке сверху – и позволил привлечь к работам на полигоне более 400 человек в возрасте от 12 до 35 лет.
Имплицитный ответ был дан директором МНПЦ и на вопрос, надо ли и если да, то как говорить о трагическом прошлом. Конечно, для каждой группы волонтеров проводились экскурсии. В том числе автобусные и не только по полигону. И все же бОльший эффект и воздействие, по его мнению, имело живое прикосновение молодых людей к земле, в которой лежат тысячи погибших.

Игорь Гарькавый
Содействовать такой работе необходимо, конечно, и сверху, считает Антон Молев, зам. руководителя департамента образования г. Москвы. «Впервые сегодня приехал в Бутово, но точно не в последний раз, – сказал он в своем приветственном слове. – Хорошо понимаю, что здесь, в Бутово, мы прикасаемся к одному из самых важных вопросов для каждого человека – вопросу национальной идентичности. Мы стремимся поддержать усилия Мемориального центра «Бутово», в том числе на долгосрочной основе. Как мне представляется, мы уже близки к определению форм сотрудничества и к достижению конкретных договоренностей».

Антон Молев
Из собственного опыта работы с молодежью Антон Молев, не один год проработавший учителем истории в школе, вынес убеждение, что для разговора о репрессиях недостаточно руководящих указаний. Необходима широкая инициатива снизу. Прежде всего, для создания пространства реальных, а не виртуальных встреч. Встреч с личностью или с особенным местом. Или просто разговор там и в том месте, где люди умеют найти общий язык и договариваться, а не конфликтовать.
Настоятель храмов Новомучеников и Исповедников российских протоиерей Кирилл Каледа поблагодарил участников программы молодежных сборов, выполнивших практически все работы, на которые долгое время не хватало ни сил, ни средств. «Это была действительно волонтерская работа, – добавил отец Кирилл, – показавшая в том числе какой серьезный просветительский потенциал несет такого рода деятельность. Волонтеры имеют возможность прочувствовать события, которые происходили на полигоне, а затем рассказать об этом своим друзьям, содействуя тем самым распространению знаний и о Бутовском полигоне, и о событиях «Большого террора». Молодым естественно активное, а не пассивное восприятие информации. И в такой форме – в форме волонтерской работы для благоустройства памятника истории – легче преодолеть различия в восприятия исторических событий разными поколениями».

Протоиерей Кирилл Каледа
Тема массовых репрессий должна войти в магистерскую программу подготовки будущих педагогов. Так считает доктор филологии Элеонора Шафранская из Московского городского педагогического университета. (МГПУ), принимавшая активное участие дискуссии по вопросам, вынесенным на обсуждение участников конференции. У филологов, по ее мнению, есть и свои особые способы рассказа о трагическом прошлом – в том числе языком литературы, как это успешно делает писательница Наталья Громова.

Элеонора Шафранская
Между тем в российском обществе – и это не секрет – нет единства мнений о том, что происходило в нашей стране в 30-е годы XX века. Об особенностях четырех различных подходов к теме «Большого террора» рассказал замдиректора МНПЦ «Бутово» Максим Кучинский.

Максим Кучинский
А в следующем докладе социолога Дмитрия Рогозина из РАНХиГС прозвучало утверждение, что глухой стены между обозначенными позициями нет. Для того чтобы договориться, надо говорить. Именно об этом свидетельствуют результаты общероссийского опроса, с красноречивым названием «Моральные дилеммы XX века”, инициированного Преображенским братством (подробнее см. http://trudnaya-pamyat.ru).

Дмитрий Рогозин
Специфика этого опроса, пояснил социолог, в том, что респондентам предлагали высказаться по нескольким дилеммам, сформулированным самым общим образом. И оказалось, что абсолютное большинство россиян (более 64%) имеет по всем этим, казалось бы, спорным вопросам, общее мнение. Мнение, отличное от мнения этого большинства, высказывают примерно 27% опрошенных, еще около 10% респондентов не имеют пока никакой позиции. «Надо говорить, тогда можно договориться. И договориться могут и те люди, которые, казалось бы, занимают непримиримые позиции, – так социолог интерпретирует полученные в исследовании результаты. – Но не стоит забывать, что секрет общения включает в себе умение слушать и понимать собеседника. И в диалоге с молодежью это особенно важно – слушать, слышать и понимать, что именно волнует молодых людей».
Об этом – о диалоге, в котором важно слышать позицию молодежи, – говорила и Александра Строцева, представляя проект «Личные истории», реализованный медиа группой «СТОЛ». Рассказы о судьбах конкретных людей, как она отметила, более значимы для молодежи, чем общая информация о репрессиях и сухая статистика. Девиз проекта был сформулирован так: пережить, прочувствовать, приобщиться. И это удалось успешно воплотить в формате театрализованных чтений личных историй. Сами же истории были собраны в период подготовки к 100-летия октябрьского переворота и изданы отдельным сборником. Причем в профессиональном режиссерском сообществе, по ее мнению, немало желающих участвовать в такого рода постановках. Первой ласточкой на пути к новому формату общения с аудиторией в рамках проекта «Личные истории» была читка пьесы «Пятый» драматурга Юлии Поспеловой. Пьеса была создана в театральной мастерской «Память о Большом терроре» Сахаровского центра, в ней использованы опубликованные проектом «Прожито» реальные дневники подростков разных десятилетий ХХ века.

Александра Строцева
Интересный доклад представила Ольга Максимова из Иоанно-Предтеченского малого православного братства, которое позаботилось о создании виртуального тура по Бутовскому полигону и провело с его помощью несколько экскурсий со школьниками. Значимую часть времени при этом отводили на обсуждение увиденного и дискуссию, иными словами, – на диалог с обратной связью.

Ольга Максимова
«Такой масштаб человеческих потерь, который пережил наш народ, а всего за первую половину XX века мы потеряли в войнах и результате государственного террора порядка 50 миллионов человек – требует особого осмысления, – подчеркнула в своем докладе Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского института. – В процессе этого осмысления и происходит формирование памяти. Ведь без различения добра и зла нет памяти и нет реальной истории, есть только хаос. Памятью события прошлого становятся тогда, когда мы можем различить добро и зло, добро, красоту и безобразие, подвиг, благородство, честь и бесстыдство».

Маргарита Шилкина
То есть, говорить о трагедия прошлого, по ее мнению, надо в том числе и для того, чтобы сформировать саму память о прошлом. Особенно важно понять, считает Маргарита Шилкина, что для преодоления прошлого, чтобы оно никогда не повторилось, надо чтобы мы сами стали другими. Именно в этом ей видится смысл покаяния, как акта, который ведет к духовному росту и преображению человека.
«Главный результат нашей работы – и на Бутовском полигоне, и в церкви – это человек», – такой тезис защищал в своем докладе председатель Братства православных следопытов иеромонах Дмитрий Першин. – Не секрет, что в деле духовного роста необходимо развивать три компетенции: навыки работы над собой, навыки заботы о ближнем, а также умение слышать и воспринимать свидетельства. По всем этим направлениям и ведется в братстве работа с молодежью. Наш опыт показывает, что особенность сегодняшнего дня – востребованность диалога в перформативной форме. То есть, в формате, который сочетает в себе слово и жест, слово и действие».

Дмитрий Першин
Развернувшая по итогам докладов дискуссия не привела к выработке универсальных рекомендаций о том, как говорить о трагических событиях в истории страны. Однако абсолютное большинство собравшихся на эту конференцию считают, что говорить надо непременно. Именно диалог и разговор, а не умолчание – путь к согласию, к преодолению разобщенности. А формы диалога могут и должны быть разными, только важно помнить, что молодежи нужна возможность высказывать и проявлять в действии свое мнение и свое отношение к событиям прошлого. И к моральным дилеммам того времени, отнюдь не утратившим актуальности в наши дни.
В завершении конференции состоялась процедура награждения наиболее активных участников Летних молодежных трудовых сборов «Бутовский полигон – наша память».

А финальной точкой конференции стало знакомство ее участников с музейной экспозицией МНПЦ «Бутово», которая продолжает пополняться и расти.

Подробнее о конференции и представленных докладах см. https://martyr.ru/glavnaya-mob/1637-kak-segodnya-govorit-o-repressiyakh-s-molodjozhyu
Фото Александра Ерофеева
Информационная служба БФ «101 км. Подвижники Малоярославца»