top of page

Елена Старостенкова:
Комментарии к выступлению С.М.Шика

Семья Шаховских вписала в российскую историю немало страниц. Нам же сегодня хотелось бы особо отметить логику развития тех идей, которыми были увлечены и ведомы по жизни представители разных поколений этой семьи.

Декабрист Федор Петрович Шаховской выступал последовательным противником крепостничества, борцом, как сказали бы сегодня, за права человека, а также сторонником освоения новых технологий в сельском хозяйстве. Их он активно пытался внедрить  как в своем нижегородской имении, так впоследствии в ссылке в Туруханске и Енисейске.

 

Его сын – Иван Федорович сделал блестящую военную карьеру благодаря своему трудолюбию, ответственного отношения к делу (что, кстати, вполне соответствовало духу царствования Александра III). Похоже,  князь  Иван Федорович Шаховской был, прежде всего, самоотверженный труженик и человек долга, схожий в этом по характеру со своим патроном – императором Александром III, отличавшимся повышенным чувством личной ответственности за державу.

Сергей Михайлович Шик
и Елена Евгеньевна Старостенкова

Иная идея вела по жизни его сына – Дмитрия Ивановича Шаховского. Внук декабриста Дмитрий Иванович Шаховской занялся просветительской деятельностью в рамках земства, а затем политической борьбой против несправедливости. Порядочным же человеком он считал не того, кто умел ловко носить фрак и говорить по-французски, а того, кто жил своим трудом.

«...В жизни нашего высшего общества я вижу много нелепого. Это ужасная и никому, в сущности, не нужная роскошь рядом с голодающими рабочими и мужиками, страшно неравномерное распределение богатств, покровительство кулаку – все это вещи несправедливые, против которых должен, по- моему, бороться всякий честный и понимающий дело человек. Я не приверженец революции, но не знаю, чем кроме нее может это все кончиться, если будет продолжаться также…»

 

Борьба против несправедливости для него воплотилась в просветительской и земской деятельности, а затем – в деятельности политической. Дмитрий Иванович так понимал свой путь и свое служение – как деятельную борьбу за справедливость, разумное жизненное устройство, порядочность человека мерил его умением и желанием жить своим трудом:

«Я убежден, - писал он в одном из своих писем отцу, - что главными, истинными двигателями русской мысли и русского общественного дела становятся теперь не аристократы наши, а создающееся теперь среднее сословие: мелкое дворянство, более образованное купечество и духовенство и всякие другие разночинцы. Я …вероятно, во всей своей деятельности пойду с ними рука об руку, и сообразно с этим вновь вырабатывающимся бытом простых и небогатых русских интеллигентных людей сложится, вероятно, и вся моя жизнь».

Так и вышло. И дети Дмитрия Ивановича не выросла барчуками, непривычными к труду.

Однако пошли они другим путем. Я говорю о двух дочерях Дмитрия Ивановича – Анне Дмитриевне и Наталье Дмитриевны, ставших глубоко религиозными верующими людьми, несмотря на откровенную неприязнь, если не к религии, то к церкви, своего отца. Обе они совершили свой земной путь с верой, что мир спасут любовь и милосердие, а не политическая борьба, даже если она (эта борьба) увенчается торжеством справедливости. И путь к этому видели в исполнении Христовых заповедей. Они ставили любовь к ближнему и милосердие превыше справедливости, в том числе и социальной справедливости. А целью жизни полагали взращивания в человеке образа Божия.  И  потому шли они иным путем, чем те, кто сделал в те годы ставку не на любовь, а на ненависть, классовую борьбу и кровавые средства утверждения своих идеалов.

bottom of page