Елизавета Чернявская: «Я к вам пришла….»

Вышла в свет книга Татьяны Циглер (Татьяна Циглер. «Я к вам пришла…». Можайск: ОАО «Можайский полиграфический комбинат», 2018. – 392 с.) о выдающейся художнице Елизавете Александровне Чернявской, поселившейся после заключения за 101 километром от Москвы, в Малоярославце. Талантливая портретистка, высокий мастер лирического пейзажа и натюрморта. Её полотна с изображением головок лука обрели европейскую славу, которая навсегда утвердила титул, полученный художницей от поклонников: «королева натюрморта». Е.А.Чернявская – Заслуженный художник России и почетный гражданин города воинской славы Малоярославца.
Оказавшись в 1927 году за границей, ученица Павла Корнина окончила Венскую Академию художеств, защитив всего лишь начатую дипломную картину – случай в истории, наверное, единственный! Картина называлась «Расстрел семьи Николая Второго». Эскиз её, выполненный на бумаге углём, погиб во время бомбежки города. К счастью, экзаменационная комиссия успела его рассмотреть и высоко оценить. Более того: Е.А.Чернявская была (с учётом, конечно, и других её работ) удостоена почётного диплома и звания «академический художник». Вскоре, после освобождения Вены от фашистов, дипломированную художницу, симпатичную миниатюрную девушку буквально оглоушат арестом. Военный трибунал 3-го Украинского фронта по статье 58-1а УК РСФСР приговорит её к 10-ти годам лишения свободы. Возвратилась она на родину в вагоне для заключённых…
Многолетние изыскания Татьяны Циглер, сотрудницы газеты «Маяк», безусловно, пригодятся историкам Малоярославца: ведь, по сути дела, вторая часть книги – это настоящая энциклопедия культурной его жизни 1960 – 1997-х гг., периода проживания в этом городе Е.А.Чернявской.
Кстати сказать, по бедности (не постыжусь этого слова!), Елизавета Александровна, будучи прихожанкой Покровского храма в селе Карижа, сотрудничала (чего, конечно же, не поставлю ей в вину!) с компартийным «Маяком»: рисовала для клише названия рубрик (например, «Живёт на селе коммунист»), работала как внештатный корреспондент. Она также сотрудничала и с Музеем 1812 года: делала зарисовки и писала картины памятных мест, связанных с Малоярославецким сражением 12 октября 1812 года, написала портрет генерала-фельдмаршала М.И.Кутузова.
В исследовании можно прочесть о многих замечательных горожанах – художниках, журналистах, поэтах, преподавателях, музейных работниках, военных, а также о незаконно репрессированных (большей частью из творческой интеллигенции) и нашедших пристанище на «101 километре» от столицы. Добавлю сюда художников Обнинска и Калуги. И все эти люди, так или иначе, но были втянуты в поле притяжения главной героини книги. Удивительно, как смогла незаметная ссыльная художница сыграть столь значительную (а тогда никем не оценённую по достоинству!) роль в культурной жизни не только города, но и области.

Городская картинная галерея им. Е.А.Чернявской.
Фото автора (Георгия Куликова).

В галерее.
Фото Сергея Икрянникова.
Первая часть книги называется «Города судьбы Елизаветы Чернявской». Проходя по ним вслед за героиней, начиная с Нового Маргелана (ныне Фергана, Узбекистан), где родилась художница, и далее – по Ташкенту, Петрограду, Москве, Вене, Красноярску… мы разворачиваем (прочитываем!) свиток судьбы Елизаветы Александровны. Отдельно отмечу главу «Потьма (1948 – 1955). За колючей проволокой», её название говорит само за себя. Выделю также главу «Павел Корин. «Ты мой посох в судьбе», где не только узнаём новое о великом живописце, но также о безответной любви ученицы к учителю – высоком чувстве, поддерживающим её (посох странницы!) на трудном жизненном пути.
Труд Татьяны Циглер включает в себя журналистское исследование дневников Е.А.Чернявской 1956 – 1983 гг. «Дневники, – говорит Татьяна Павловна, – это ключ к прочтению картин художницы, к прочтению ее жизни, жизни сильной и мудрой женщины, посвятившей себя искусству». Как тут не согласиться! Необходимо только добавить, что дневниковые записи чрезвычайно важны и в композиционном построении книги: они связывают россыпь малых главок, посвящённых тем или иным судьбоносным событиям в жизни героини.
На одном из них я не мог не задержаться (поделюсь находкой литературоведа!), потому что, к вящей моей радости, нашёл здесь ответ на вопрос, которым при чтении невольно задавался: неужто долгожительница Елизавета Чернявская (прожила без недели 101 год!) ни разу не встретилась с другой долгожительницей (прожила без трёх недель 99 лет!), столь же уникальной творческой личностью – писательницей Анастасией Цветаевой? В её публикациях имя Чернявской не встречается. Не обнаружили его в архиве писательницы её биографы. А вот художница о встрече с ней, оказывается, упомянула!
В главке «Друзья» читаем: «25 февраля 1966 года Е.А.Чернявская «приехала в Москву в гости к журналистке Екатерине Филимоновне Купиной… Вместе они ездили в Измайлово на встречу с писателями». Далее Татьяна Павловна цитирует дневник Елизаветы Александровны: «По дороге на площади Революции подхватили старушенцию – Анастасию Цветаеву, сестру Марины. В мастерской Александры Николаевны к 20 часам собрались все. Начал рассказ сын А.Ефимова, потом вступил писатель, сказочник, фольклорист, публицист и художник Борис Викторович Шергин, друг Ефимовых, родом из Архангельска. Он сказал, что «песнями да баснями радостно и весело» отмахивается от старости. Было интересно. Ночевала у Купиной. В 12 ночи пришла Ася Цветаева» (с.347). Факт любопытный! На мой взгляд, он требует пояснений.
Встреча с писателями происходила в ныне знаменитом «Красном доме художников» на Новогиреевской улице. На первом этаже краснокирпичного дома располагаются мастерские, а на втором – квартиры художников. «Старушенции» Анастасии Ивановне Цветаевой шёл 72-й год, и она только-только (после вынужденного 30-летнего молчания!) опубликовала в 1-м и 2-м номерах журнала «Новый мир» свои воспоминания. В дневнике не записано, что Цветаева выступала, но то, что она дружески сошлась с Чернявской, нет никаких сомнений: недаром же официальное имя «Анастасия» она заменила душевным «Ася».
Придя на квартиру Купиной, Анастасия Ивановна знала, что тут осталась ночевать Елизавета Александровна. Видимо, узнала и о том, что Чернявская, как и она, вкусила от советских застенков. Так что пришла она не ради ночёвки (друзья могли бы отвезти её домой!), а ради разговора с сестрой по несчастью. Бывшим узницам ГУЛАГа, несомненно, было о чём поговорить, и что, конечно же, не было доверено дневнику. Скорее всего Ася Лиле (Чернявская, как и подруге по лагерю Вере Соколовой могла и Цветаевой открыть своё домашнее имя) подарила упомянутые выпуски «Нового мира». Сегодня это подлинные раритеты. Кроме мемуаров Анастасии Цветаевой, в них напечатаны произведения Василя Быкова и Генриха Бёлля, а главное – рассказ (последняя публикация в Советском Союзе!) Александра Солженицина «Захар-Калита» (№1, 1966).

Коллаж А.М.Власова с картиной Е.А.Чернявской
«Лук и поднос с изображением рыбы».
1970 г. Картон, масло. МГКГ
С точки зрения полиграфии, книга безупречна. В твёрдом переплёте, с ламинированной обложкой, сшивная, богато иллюстрированная. Отпечатана на мелованной бумаге, на которой качественно воспроизведены как иллюстрации картин, так и фотографии. Имеет необходимый справочный аппарат.
Напоследок же замечу, что после её прочтения (низкий поклон автору!) героиня книги, скромная женщина (хоть и почётный гражданин Малоярославца!) и как художник, и как личность выросла в моих глазах необычайно. Недаром сказал поэт: «Большое видится на расстоянье». И труд Татьяны Циглер прекрасно подтверждает эту истину.
***
Эта с любовью написанная книга – радость несомненная! Но она, к сожалению, обострила и несомненную печаль: в этом же году в Малоярославце была ликвидирована городская картинная галерея имени Е.А.Чернявской.
Можно (и легко!) экономически обосновать, сколь выгодно для города отказаться от галереи. Но тут же спрошу, перефразируя известное библейское выражение: только ли рублём единым жив человек? Для многих горожан искусство вовсе не пустой звук! В книге представлен список доброхотов, материально помогших издать бездоходную книгу. Честь им и хвала! Их бескорыстная помощь утешно показывает, что горожане, в том числе и состоятельные, в духовном плане, совсем не безнадёжны.
Георгий КУЛИКОВ, член Союза писателей России