top of page

Памяти Анны Дмитриевны Шаховской (☦ 22 января 1959 г.)

ЕС-СПБ.jpg

Елена Старостенкова

Вчерашний день весь без остатка удалось посвятить памяти Анны Дмитриевны Шаховской. Днем 22 января мы, ее внучатые племянники собрались в Храме Покрова Богородицы в Красном селе на панихиду, которую возглавил протоиерей Валерий Киреев. Пропели «Вечную память» и отправились на Ваганьковское кладбище. А затем разбирали старые письма, в большинстве своем сохранившиеся в семейном архиве Шиков-Шаховских –  благодаря Анне Дмитриевне.

Прошло 60 лет со дня ее смерти. Она ушла, не дожив до 70 лет. Память о ней и искреннее уважение к ней ее племянникам и племянницам (моей маме, ее братьям и сестре) удалось не только сохранить самим, но и ненавязчиво передать нам. Как само собой разумеющее. Как то, что не подлежит обсуждению словами, но живет в душе. Наши родители ушли, память об Анне Дмитриевне осталась с нами.

Я была совсем маленькой, когда умерла бабушка Аня. Живой памяти о ней у меня не осталось. Помню прощание с ней в квартире на Зубовском, 15, которое меня, пятилетнюю потрясло своим многолюдством. Помню обстановку той квартиры №23, в которой она жила, и некоторые вещи, которые ей принадлежали. Часть из них удивляла меня очевидной нездешностью происхождения – как, например, специальный нож для масла, которое тогда и бывало-то у нас на столе далеко не каждый день.

И, конечно, навсегда врезалась в память интонация, с которой наши старшие говорили и вспоминали о своей тете Ане. Так она и живет теперь в нашей памяти – «тетей Аней», хотя нам-то она – бабушка. Наверное, все мы – ее внучатые племянники – помним об Анне Дмитриевне. Имя это – Анна –- носят ее внучка и правнучка. И мы стараемся больше узнать о ней самой, и о ее жизни, наполненной служением людям, что она, по ее собственным признаниям, с юности считала главным для себя в жизни.

 

Светлая ей память!

Елена Старостенкова, 23 января 2019 года

Об Анне Дмитриевне Шаховской (1889-1959)

Анна Дмитриевна Шаховская, княжна по рождению (из Рюриковичей), совсем не стремилась ни к известности, ни к громкой славе. Но те, кто знаком с работами В.И. Вернадского, наверняка понимают, как много сделала Анна Дмитриевна Шаховская, для того, чтобы идеи этого ученого нашли своих продолжателей. Она была референтом академика семь лет – с 1938 года до последнего дня его жизни.. В последующие годы подготовила к изданию первое собрание сочинений В.И. Вернадского, стала создательницей кабинета-музея ученого и его первой хранительницей (директором). Этот пост она покинула только по болезни, прожив после этого на пенсии немногим более года.

Она была неутомимой труженицей. Работать начала еще по время учебы в Ярославской гимназии, давая уроки, чтобы оплатить свое образование. Семья ее отца – известного общественного деятеля Дмитрия Ивановича Шаховского, была небогата, к тому же часть имевшихся средств родители считали нужным  тратить на общественные нужды – прежде всего на народные библиотеки. Недаром же имя Д.И. Шаховского носит сегодня центральная библиотека в Весьегонске (где он возглавлял в 1880-х годах земское образование).

 

Следуя идеям отца, Анна Дмитриевна начала карьеру учительницы, затем работала в Дмитрове, став организатором и первой заведующей Дмитровского краеведческого музея, тогда довольно скромного, созданного по инициативе и на средства Дмитровского союза кооперативов. (Сегодня на основе того музея  вырос целый комплекс Музея-заповедника «Дмитровский Кремль».) В последующие годы ей довелось поработать над созданием аналогичного краеведческого музея в Сергиевом Посаде, куда она переехала вслед за семьей своей сестры – Наталии Дмитриевны Шаховской-Шик. Сестры были очень дружны в детстве, и остались самими близкими друг для друга людьми на всю жизнь. Аничка – так в семье называли Анну Дмитриевну, была единственный человеком, которому Наталия Дмитриевна считала возможным пожаловаться и откровенно рассказать о трудностях своей жизни.

Студенческая коммуна, 1911 год. Анна Дмитриевна Шаховская - стоит,  вторая слева рядом с ней с одной стороны Наталья Дмитриевна Шаховская, с другой - Михаил Михайлович Карпович. Сидят (слева направо) Нина и Георгий Вернадские, Михаил Шик.
Фото из фондов кабинета-музея В.И.Вернадского.

Трижды Анна Дмитриевна подвергалась арестам, княжеское происхождение делало ее особенно уязвимой в те годы, когда репрессии набирали силу. Многомесячные тюремные заключения без предъявления обвинения или по заведомо надуманным обвинениям были ей знакомы на собственном опыте. Несколько лет ей пришлось прожить в качестве административно-ссыльной в Ростове Великом.

После смерти сестры (в 1942 г.) Анна Дмитриевна приняла на себя заботу обо всех ее детях. Младших, несовершеннолетних Дмитрия и Николая – усыновила, старшим – помогала всегда и во всем, принимая душевное участие во всех перипетиях их жизней. А это было совсем непросто в первые послевоенные годы, когда  жили впроголодь, а получаемых по карточкам продуктов никак не хватало тете Ане даже для того, чтобы досыта накормить подраставшего Николку (будущего известного астронома Николая Михайловича Шаховского).

Семья Шиков-Шаховских, 1946 г. 
Сидят (слева направо) В.Г.Малихева-Мирович, А.Д.Шаховская, А.Н.Шаховская, М.Шик. Стоят (слева направо) Н.Шаховской, Е.Шик, Д.Шаховской.
Фото из семейного архива Шиков-Шаховских.

Она часто выбивалась из сил, сетовала, что сами собой текут почему-то слезы из глаз, но никогда не теряла присутствия духа. Свою работу – какая бы ни выпадала на ее долю – она неизменно выполняла самым добросовестным образом и в срок. Даже находясь в Бутырской тюрьме в феврале 1921 года, она смогла оперативно откликнуться своими воспоминаниями на смерть Петра Алексеевича Кропоткина, с которым ей довелось близко общаться в Дмитрове, в последние два года жизни легендарного анархиста (и выдающегося ученого-геолога).

В своих воспоминаниях об Анне Дмитриевне ее племянник Сергей Михайлович Шик писал, что была она  человеком, всегда готовым прийти на помощь. Любому, кто обращался к ней с просьбой. Никакие обязательства, (которыми она никогда не манкировала), никакие тяготы жизни не смогли заставить ее отказаться от  самоотверженного служения ближним. Заповедь Христа была для нее практическим руководством к действию.

3. А.Д.Шаховская, 1956.jpg

А.Д.Шаховская. 
Фото 
из фондов кабинета-музея В.И.Вернадского.

Последние годы своей жизни она мечтала прожить в Малоярославце, в доме своей покойной сестры. Удалось же ей провести сколько-то продолжительное время здесь,  в доме на Успенской, 38, только весной и летом 1958 года. Но огород посадить она все же успела.

Анна Дмитриевна Шаховская в Малоярославце.
Фото из семейного архива Шиков-Шаховских.

Информационная служба БФ «101 км. Подвижники Малоярославца»

bottom of page