Вышел в свет второй том двухтомника «Непридуманные судьбы на фоне ушедшего века»
В декабре 2016 года в издательстве Культурно-просветительского фонда «Преображение» вышел второй том двухтомника переписки священника Михаила Шика и его жены Наталии Дмитриевны Шаховской-Шик.
Первый том вышел в начале 2015 года. В него вошла переписка 1911–1926 годов.
Второй том включает переписку супругов в 1926-1942 годах. Именно 1942 годом датировано последнее предсмертное письмо мужу Натальи Дмитриевны, не знавшей о том, что арестованный в 1937 году отец Михаил был в том же году расстрелян.
Михаил Владимирович Шик и Наталия Дмитриевна Шаховская-Шик родились и получили образование в дореволюционной России. Свои жизни они соединили в 1918 году, решив не покидать Россию, на долю которой, как понимали оба супруга, выпали нелегкие испытания. У них не было иллюзий относительно возможности быстрого становления в стране демократического государства и процветающего общества.
Большевистскую агитацию и революционный накал страстей они считали новым страшным искушением для страны. Но они не уклонились от выполнения своего долга, полагая, что должны сделать все, что в их силах, чтобы страна, скатывавшаяся в хаос, не потеряла надежду вернуться на путь цивилизованного развития.

Их служением и делом совместной жизни стали семья и церковь. Как писала Наталья Дмитриевна мужу в 1921 году, находясь в Бутырской тюрьме «…Ты помнишь ли, я два дала обета. Один – тебе, другой – распятому Христу». Основанием же для ареста и тюремного заключения стала публикация Натальей Дмитриевной книги «Пять лет жизни Дмитровского союза кооперативов: 1915-1920». Именно так и обозначен повод к аресту в официальном опросном листе Московского политического Красного Креста, который хранится в ГАРФе, – написание очерка о деятельности Дмитровского союза. А в графе «кто еще арестован по этому делу» запись такая – Правление Дмитровского Союза кооперативов.

В течение 1922-1931 года в семье родилось пятеро детей: Сергей, Мария, Елизавета, Дмитрий и Николай. Решение обоих супругов посвятить свои жизни служению Христу и его церкви приводит Михаила Владимировича к принятию сана диакона (1925 г.). Последующий арест и ссылка в Турткуль, общение с сосланными священниками укрепляют его решимость. В 1927 году Михаил Шик был рукоположен в иерея. Он сохранил верность своему обету и через десять лет погиб также как и десятки тысяч других священников и преданных церкви мирян на Бутовском полигоне.
Наталия Дмитриевна скончалась в июле 1942 года от вновь обострившегося в результате тягот войны и немецкой оккупации туберкулезного процесса.
Памяти этих людей посвящены опубликованные во втором томе издания строки из воспоминаний их друзей – Варвары Григорьевны Малахиевой-Мирович и Марии Владимировны Фаворской. В приложении представлена единственная сохранившаяся проповедь отца Михаила, а также цикл его стихов «В Страстную седмицу».
Второй том, как и первый, содержит фотографии из семейного архива Шиков-Шаховских, а также из архива музея-заповедника «Дмитровский Кремль», у истоков рождения которого в качестве одного из подразделений Дмитровского союза кооперативов стояли сестры Анны Дмитриевна и Наталья Дмитриевна Шаховские.
Елена Старостенкова