top of page

Никола летний на Успенской, 38

Дни, знаменательные для прежних обитателей малоярославецкого дома, непременно отмечены приездом гостей. Так случается, причем именно случается — как бы само собой — из года в год. Так случилось и в этом году на Николу летнего. Напомним, что хозяин дома, священник Михаил Шик служил в нескольких Никольских храмах Москвы. Так вот, 11 августа, в день, когда церковь празднует рождение святителя, приехала группа паломников, для которых визит в Малоярославец был последним пунктом многодневного путешествия по Калужской земле. И времени на последний визит явно было запланировано совсем немного. Но время — понятие растяжимое. В этот день удалось это в очередной раз доказать. Искренний интерес к тому, о чем свидетельствует дом, в котором жила семья о. Михаила, задержал людей в нем сверх заранее запланированного времени. Уместилась в этот день и традиционная поездка на смотровую площадку, и на старое городское кладбище, чтобы почтить память монахинь Красностокского монастыря. И беседы за столом— и чайным, и обеденным.

Вроде все шло как обычно. Да не совсем. Не желали наши гости уехать в Москву, не приняв на себя хоть какой-то труд для поддержания дома и жизни в нем. Завершив экскурсионную программу, отложив некоторые назначенные уже встречи в Москве, снова пили чай, рассуждали, примеривались к возможным работам. Первый результат этих разговоров – текст, приведенный ниже. Он написан одной из участниц паломнической группы в ответ на предложение помочь наполнить сайт непосредственными впечатлениями самих паломников, а не только рассказами от имени хозяев дома.

Елена Старостенкова,

БФ «101 км. Подвижники Малоярославца»

Встреча в добром доме

11 августа был последним днем нашей недельной поездки по Калужской земле. Мы были напоены и переполнены пейзажами, музеями, памятниками окрестностей Кондрово, Боровска, встречами с удивительными «неугомонными» людьми, которые во многом определили смысл нашей экспедиции. Царило ощущение достаточности, завершенности, приятной усталости… в голове, кажется, мысли были только о возвращении. Еще одна встреча, и скоро мы будем дома, будем делиться с близкими увиденным и услышанным.

В день Николы летнего «десант из Москвы» (так назвал о. Вячеслав, настоятель храма Св. Живоначальной Троицы в Кондрово нашу группу из 17 человек с детьми) переехал из Боровска в Малоярославец. Этот старинный город был известен нам только историческим сражением времен войны 1812 года. Микроавтобус, привезший нас из Боровска, остановился у деревянного домика с деревянным же забором. Справа от калитки – доска с фотографиями под общей надписью «Люди, которых помнит этот дом». Это члены семьи священника Михаила Владимировича Шика, расстрелянного в 1937 г., люди, которые приходили в этот дом за помощью и поддержкой.

Встретила нас внучка о. Михаила Елена Старостенкова. Повела пить чай на террасу, позже там же угостила вкусным обедом. Одноразовая пластиковая посуда, которую мы привезли с собой, была  отвергнута – здесь все настоящее.

 

Садимся пить чай, слушаем рассказы хозяйки дома, задаем вопросы и быстро забываем, что мы «в гостях». Дом обнимает нас и открывает нам свою историю — историю замечательных людей, поселившихся здесь в 1931 году.

Сколько человек может вместить маленький одноэтажный деревянный домик? Вместимость принимавшего нас дома измеряется не жилой площадью и количеством комнат, а широтой души и глубиной духовного мира его обитателей, объясняет нынешняя хозяйка дома. И мы это чувствуем! Не только слышим слова о том, что дом всегда принимал всех нуждающихся в приюте, несмотря на то, что самих членов семья было немало: пятеро детей и старшие родственники. Члены семьи неизменно находили способы «уплотняться». Перед немецкой оккупацией города в дом приняли умирающую бабушку, которую собственная семья была вынуждена оставить. Не из-за черствости и равнодушия, а потому, что не могли взять с собой, спасаться нужно было быстро, немцы могли казнить всю семью заметного советского работника. 

В этом доме о. Михаил, вышедший в 1930 году за штат, устроил потайную церковь. Сначала в самом доме, затем – в специально построенной для этого пристройке.

Хозяин дома был арестован в 1937 году и расстрелян на Бутовском полигоне. Жена, получившая официальный ответ «выслан в дальние лагеря без правО переписки», не теряла надежду, что муж жив. Писала ему письма; не зная, куда их отправить, складывала в конверт с надписью «Мише».

 

Дети ждали отца и высчитывали, сколько каждому из них будет лет, когда отец вернется.

Наверное, дом всегда являл чудо для окружающих. Дети подолгу учились дома, в школу отправлялись далеко не в первый класс, в кино не ходили, потому что его «крутили» в бывшем храме, в пионеры не вступали. Соседи не могли не слышать песнопений на домашних богослужениях о. Михаила. Никто не донес об этом. Для Натальи Дмитриевны, у которой зимой 1942 г. обострился давний туберкулез, кто-то каждый день оставлял на подоконнике стакан парного молока.

Дети о. Михаила и Натальи Дмитриевны, став взрослыми, продолжали встречаться в родном доме. Они умели без слов понимать друг друга, а свое дело в доме каждый знал с детства. Каждый из них был талантлив по-своему и сумел достичь немалых успехов в своем деле. Если старший Сергей стал известным геологом, то средний сын Дмитрий – художником, а младший Николай – астрономом.

«Наш добрый дом, много послуживший людям, сегодня сам нуждается в поддержке, – говорит наш экскурсовод. – В доме был пожар, но самое сердце его уцелело. Дом возрождается, и помогали в этом деле те, кто оказался неравнодушен к памяти об обитателях дома. Просто делали то, что можно было сделать руками и доступными средствами. Усердно, с молитвой. Убирали мусор, терли и мыли то, что можно было отмыть, чистили стены от гари. Так начался новый этап жизни дома. Он продолжает принимать гостей, рассказывать о людях, проживших в нем короткую, но очень содержательную жизнь».

 

В доме организована небольшая экспозиция: семейные фотографии, предметы быта, рисунки детей и их подарки папе — закладки для Евангелия с вышитыми детскими руками надписями «ПАПЕ от Лизы», «ПАПЕ от Маши». 

«Наш дом, помогает понять, вернее даже, почувствовать, – подчеркивает внучка отца Михаила Шика, –  какой на самом деле была российская история ХХ века». Хочется добавить, что здесь можно найти ответы на вопросы о вечных человеческих ценностях и предназначении человека на земле. Пусть, как и раньше, приходят сюда люди. Особенно те, кто ищет ответы на непростые жизненные вопросы!

 

Фото Светлана Карева, Мария Озерская, Варя Моржина
 

Светлана Карева,

Преображенское братство,

специально для сайта БФ «101 км. Подвижники Малоярославца»

bottom of page